До розділу

 

 

Жертвенник на городище Караван

Шрамко Б.А.

 

Материалы, полученные автором в результате раскопок в 1954–1955 гг. на городище Караван оригинального жертвенника, связанного с земледельческим культом.

Раскоп "К" на городище Караван с остатками жертвенника IV в. до н.э.
 

Городище расположено, как обычно, на узком мысу в покрытой лесом местности у истоков р. Мерефы, недалеко от с. Каравана Харьковской области. Данные раскопок позволяют считать, что городище возникло не позже V в. до н. э., хотя среди находок преобладают материалы IV – II вв. до н. э. Культовое сооружение было обнаружено в северо-западной части главного двора городища. Еще до раскопок здесь были замечены небольшие впадины заплывших ям округлой формы. Раскопки показали, что культовое место с северо-западной стороны ограждал серповидный вал, сооруженный из глины и обожженный докрасна. Длина вала достигает 45 м, а ширина – 2,90 м. Высота колеблется от 0,40 до 0,55 м. С внутренней стороны к валу примыкает большой зольник, который местами даже перекрывает серповидный вал. Приблизительно в центре внутренняя дуга вала слегка вогнута и напротив этого места в зольнике последовательно были вырыты еще в древности три ямы.

К северо-востоку от третьей ямы был сооружен из глины овальный в плане жертвенник, к которому вела дорожка, вымощенная песчаниковым камнем. Жертвенник по форме напоминал большую тарелку и был обожжен докрасна. Наибольший диаметр его – 1,53 м, а толщина колеблется от 5 до 10 см. На жертвеннике в древности длительное время горел сильный огонь, отчего поверхность его прокалилась, растрескалась и была покрыта толстым слоем чистой золы от сгоревшей соломы. Пользовались этим жертвенником долго и периодически чинили его, удаляя растрескавшиеся части и заменяя их свежей глиняной обмазкой. Об этом свидетельствуют найденные в раскопе куски обожженной глиняной обмазки, у которой гладкая поверхность, как и у жертвенника, покрыта светло-серым налетом от золы.

Весь большой зольник, расположенный возле жертвенника, образовался постепенно из небольших порций золы, которая периодически сбрасывалась с жертвенника. При совершении религиозных обрядов, несомненно, использовались не только предметы специального культового назначения, но и те, которые повседневно употреблялись в быту. Поэтому в отложениях зольника наряду с костными остатками животных встречаются остатки обычной глиняной посуды, глиняные пряслица, грузила и т.п. Найдены и металлические вещи: железные ножи, серебрянное украшение в виде луновидной подвески и трехгранный втульчатый наконечник стрелы из бронзы.
Кроме этих обычных бытовых и хозяйственных вещей, в зольнике найдено большое количество особых культовых предметов. К ним относятся миниатюрные сосудики высотой 2–4 см в виде горшочков или мисочек, имитирующих кухонную утварь. О том, что эти миниатюрные сосудики были не игрушками, я связаны с культом, свидетельствуют частые находки их именно в зольниках, а также находки в тех курганных могилах, где были похоронены взрослые покойники. К группе культовых вещей, несомненно, принадлежат также небольшие глиняные лепешки, при изготовлении которых к глине примешивали зерна, а также части стебля и листьев растений. Во время обжига эти растительные остатки выгорали, но отпечатки их хорошо видны на некоторых лепешках.

При раскопках жертвенника были найдены также обломок глиняной антропоморфной фигурки и небольшая культовая глиняная льячка, напоминающая настоящие ковшики, применявшиеся в древней металлургии для разливания металла. Найденную здесь льячку невозможно было использовать в реальном металлургическом производстве, так как она была очень хрупкая, едва обожженная.

Среди других культовых предметов, обнаруженных при раскопках вокруг жертвенника, особое внимание привлекают глиняные модели зерен различных культур. Они изготовлены очень тщательно, из тонко отмученной глины с большим количеством органической мелкозернистой примеси, которая во время обжига моделей выгорела. Поэтому глиняные зерна очень пористы, хрупки и легко разламываются на мелкие кусочки. Всего во время раскопок было найдено более 170 глиняных моделей зерен и их обломков...

Все это говорит о том, что на городище Караван удалось обнаружить оригинальный комплекс, связанный с культом огня и земледелия. Значение находок на жертвеннике раскрывается еще яснее при сопоставлении их с другими фактами, засвидетельствованными в письменных, археологических и этнографических источниках.

Мы уже говорили о том, что племена, жившие в раннем железном веке на территории Скифии, больше всех других богов почитали богиню Табити, которую Геродот отождествляет с греческой богиней домашнего очага Гестией. Это отождествление, конечно, не случайно. Известно, что Гестия занимала важное место в религиозном культе греков. В каждом доме священным местом считался очаг, и почитание богини выражалось, в частности, в поддержании на нем неугасимого огня. Кроме того, культ Гестии выходил за пределы отдельной семьи, отдельного рода и имел общегреческое значение. В честь Гестии горел огонь в общественном здании каждого города. Покидая свой город, чтобы основать где-либо колонию, граждане брали с собой огонь из священного очага, чтобы зажечь его на новом поселении. Геродот, получив какие-то сведения о скифской религии, увидел что-то общее в знакомом ему с детства культе греческой богини домашнего очага и в культе великой скифской богини.

Археологические данные убедительно подтверждают указания Геродота о широком распространении почитания Табити. Следы культа домашнего очага патриархальной семейной общины в виде своеобразного комнатного зольника были обнаружены Б.Н. Граковым при раскопках одного из жилищ на Каменском городище. Характерные зольники были открыты на Северном Кавказе. Особенно широкое распространение зольники получили у земледельческих племен лесостепной полосы Восточной Европы. На городищах Нижнего Дона, Кубани и Приднепровья были найдены различные круглые тарелкообразные глиняные жертвенники. Наконец, глиняные жертвенники, аналогичные раскопанному на городище Караван, встречены на ряде городищ дьяковской, и городецкой культуры. Встречающиеся на селищах и городищах скифского времени зольники появились в результате существования своеобразного обычая, связанного в конечном счете с культом домашнего или родового очага. Там, где огонь очага является священным, вполне закономерно и почтительное отношение к золе, как частице этого очага. Ее нельзя разбрасывать где попало, а необходимо собирать в определенном месте и беречь как святыню.

В качестве примера подобного отношения к золе при существовании культа домашнего очага можно привести обычай, отмеченный в свое время этнографами у удмуртов. Местом домашнего культа у них был очаг, который помещался в особом шалаше около жилища. Это – место пребывания духа покровителя семьи (воршуда). При переселении семьи золу из старого очага выгребают и переносят на новое местожительство. Если из большой патриархальной семьи выделяется малая семья, то уходящие получают частицу семейного огня в виде части золы из очага. Наконец, если семья вымирает, то зола из семейного очага переносится в шалаш, являющийся местом общеродового культа.

У земледельческих племен лесостепной полосы Восточной Европы культ огня домашнего и родового очага осложнялся еще соединением его со своеобразным земледельческим культом. Об этом свидетельствуют находки культовых лепешек и глиняных моделей зерен различных злаков и бобовых растений на жертвеннике городища Караван. Аналогичные культовые действия мы можем уловить и в других археологических памятниках. Во время раскопок городища Жарище (у с. Пастерского) В.В. Хвойко обнаружил в слое скифского времени глиняный жертвенник, вокруг которого в почве, наряду с золой и угольками, попадались обугленные желуди или орехи и зерна обугленной пшеницы. Такой же глиняный жертвенник был найден при раскопках Мотронинского городища в Чигиринском районе Черкасской области. Он также был окружен золой, обугленными стеблями и колосьями пшеницы.

В огне многие древние земледельцы видели особую очистительную, плодотворную силу и вместе с тем средство, при помощи которого можно установить контакт с божеством и выпросить у него желаемое. Например, у славян существовал обычай, по которому перед самым началом посева в огонь бросали горсть проса, и это должно было предохранить поле от засорения и обеспечить урожай проса «чистого как золото». У сербов и у других южных славян в день зимнего поворота солнца зажигали в. домашней печи дубовый чурбан и посыпали его хлебными зернами, мукой, солью и т. п., поливали вином и маслом, обращаясь с молитвами о хорошем урожае, о плодовитости стад и изобилии в доме. В Славонии существовал обычай, по которому хлебные зерна, предназначенные для посева, посыпали пеплом и кропили водой. У древних греков при жертвоприношении воду освящали погружением в нее горящей головни с алтаря. Присутствующим раздавали поджаренные зерна ячменя, которым посыпали голову жертвенного животного.

В некоторых случаях вместо того чтобы приносить в жертву настоящих животных или другие материальные ценности, их заменяли различными статуэтками, лепешками и т.п. изделиями. Геродот, рассказывая о том, что древние египтяне приносили в жертву божеству Луны и Дионису свиней, добавляет: «Бедняки по скудности своего хозяйства лепят свиней из теста, пекут и приносят их в жертву».

У древних греков Аполлону и Артемиде в праздник Фаргелий приносили незрелые еще плоды и хлебные изделия. Своими формами эти хлебцы нередко намекали на те или другие качества или обязанности богов. Например, Артемиде приносились круглые лепешки или лепешки с рожками, для Аполлона делались хлебцы в виде лиры, лука, стрелы и т. п. Иногда хлебцам придавали форму животных и жертвовали их вместо настоящих. В Фивах вместо овец в жертву Гераклу приносили яблоки с воткнутыми в них палочками, которые обозначали рога и ноги животного. Такие культовые изделия иногда сжигались, а иногда просто клались на жертвенники. Древнеримский писатель Катон в своем трактате дает подробные указания о том, как перед пахотой, посевом и уборкой урожая приносить в жертву Юпитеру, богине произрастания Церере и другим богам мясо, вино и хлебные лепешки. При. этом он не забывает и римскую богиню домашнего очага Весту.

Очевидно, обитатели городища Караван, принося в жертву глиняные модели зерен, лепешки и т.п. изделия, также старались обеспечить себе хороший урожай различных культур, которые они возделывали. Таким образом, археологические раскопки, дополняя данные других источников, ясно свидетельствуют о том, что у лесостепных племен Восточной Европы, в том числе у тех, которые жили в бассейне Донца, был распространен земледельческий культ, связанный с культом огня и домашнего очага. Упоминаемая Геродотом великая скифская богиня Табити была, очевидно, не только богиней домашнего очага, но и богиней жизни и плодородия, а следовательно, и покровительницей земледелия.

Все приведенные выше факты – находки различных сельскохозяйственных орудий, отпечатки зерен на глинянрй посуде, развитый; земледельческий культ и т.п. – свидетельствует о том, что земледелие играло весьма большую, даже основную роль в хозяйстве местных племен.

    Джерела

Шрамко Б.А. Древности Северного Донца – Харьков: Изд. ГУ им. А.М.Горького, 1962. – С.198-207.

 

українська версія статті

 

http://www.svit.in.ua

 

До розділу